Белый дом присмотрится к технологическому нормированию промышленности
В 2022 году технологическое нормирование промышленных загрязнений становится обязательным для самых «грязных» компаний. В 2008 году реформа экологического регулирования промышленности на основе наилучших доступных технологий задумывалась как инструмент повышения экологической, технологической, а также рыночной эффективности российских компаний, но пока успешной она не выглядит и в ряде случаев может даже привести к обратному эффекту — поддержку получат неэффективные компании. Накануне запуска активной стадии реформы и подготовки РФ к энергопереходу Белый дом решил проверить, хороши ли наилучшие доступные технологии.
Одна из основных ошибок реформы экологического регулирования промышленности, на которую не раз указывали наблюдатели, в том числе представители ТПП,— то, что выбор наилучших из доступных технологий (НДТ), в отличие от практики ОЭСР, откуда и пришел в РФ такой подход, был отдан на откуп самим компаниям (см. “Ъ” от 3 августа 2020 года). Примером лоббистских усилий компаний в сфере НДТ стал принятый в 2017 году справочник «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии» для угольных ТЭС — в нем даже для новых станций допустимые значения по выбросам отличаются от европейских в разы, а по отдельным показателям — в десятки раз (см. “Ъ” от 30 октября 2020 года) и значительно превышают даже нормы ГОСТ Р 50831-95, выпущенного еще в 1995 году. Недавние проверки Росприроднадзора показали, что «угольные генерирующие компании соответствуют НДТ, а выбросы не снижаются», объяснил “Ъ” собеседник в правительстве. По итогам проверок Росприроднадзора в сентябре экологический вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минпромторгу актуализировать справочник, приведя его в соответствие ГОСТ Р 50831-95, и включить главу Росприроднадзора Светлану Родионову в рабочую группу ведомственного бюро НДТ, где и принимаются решения о признании технологий «наилучшими».
Проблема довольно распространена — максимальные показатели эмиссий загрязняющих веществ в российских справочниках НДТ существенно выше, чем в директивах ЕС. При этом с 2022 года реформа экологического нормирования, начавшаяся в 2008 году, должна вступить в активную фазу, а самые «грязные» предприятия — начать массово получать так называемые комплексные экологические разрешения. При несоответствии показателям НДТ для этого им потребуется план экологической модернизации производств, однако из-за завышенных норм выбросов российских НДТ в справочниках, которые обновляются по закону не реже раза в пять лет, предприятия смогут избежать модернизации и сохранить доступ к господдержке.
Интерес Белого дома к НДТ был усыплен затянувшимися сроками введения регулирования и пандемией, которая заставила вывести реформу нормирования из нацпроекта «Экология» (см. “Ъ” от 26 июня 2020 года), а также неудачей эксперимента по технологическому нормированию на предприятиях в 12 городах с самым грязным воздухом (см. “Ъ” от 21 июня). Вернуть же внимание правительства к НДТ помогло не только наступление 2022 года, но и начавшийся в ЕС и РФ переход к углеродной нейтральности — по данным “Ъ”, тема НДТ обсуждалась на крупном совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова 7 октября именно в контексте углеродного регулирования. По итогам этого совещания главе Минприроды Александру Козлову и госпоже Родионовой поручено «принять активное участие» в рабочих группах, где создаются и обновляются справочники. Также Минприроды до 7 ноября нужно предоставить в Минпромторг новые показатели для обновляемых справочников (соответствовать технологическим нормативам мало). Минпромторг в тот же срок должен включить в справочники удельные показатели выбросов СО2 по отраслям, предложить области расширения применения НДТ и обеспечить мониторинг перехода к новому нормированию. Таким образом, появилась вероятность, что после очередного обновления в справочниках НДТ действительно останутся лучшие из возможных технологий. Впрочем, участвовавший в совещании глава ЦСР Владислав Онищенко не исключил, что с учетом заметного технологического отставания РФ потребуют пересмотра не только содержание справочников, но и частота их обновления.